Воскресенье, 19.05.2024, 13:22 | Приветствуем Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи

А.Власенко "Елена Павловская. Живые образы природы."
"...со словами ко мне не выйдешь:
ибо душа, что набрала много,
речь не взяла, чтоб не гневить Бога..." 
 
 И.Бродский «Конец прекрасной эпохи».
 
В настоящее время в живописной традиции существует большое разнообразие подходов, исполнительских техник, способов передачи мыслей, идей и собственного представления о мире. Талантливые художники всегда находят свой собственный путь в сложных перипетиях современной жизни. «…но в том и состоит искусство чтоб видеть, чего нет в природе..». Живопись Елены Павловской - это любимое занятие, плюс профессиональное образование и непреходящий интерес к живописи. Из своих путешествий она привозит многочисленные работы: короткие этюды и вполне законченные картины, написанные непосредственно с натуры. «Приехать к морю в несезон, помимо матерьяльных выгод, имеет тот еще резон, что это – временный но выход за скобки года…». Она хорошо чувствует городской пейзаж: его пространственные связи, прозрачность воздуха, особую гармонию цветовых отношений. И поэтому всегда становится понятным, чем отличается летний полдень от рассветного утра. Морозное зимнее солнце от октябрьского согревающего тепла. Высокое небо от заполняющих небо облаков низко летящих по причине наступающих холодов. Она воспринимает пейзаж как целое и неразделенное пространство света, душевных переживаний и единый взгляд на природу, гармонически созданное творение.
Пейзаж с натуры это особое стояние для художника: цель простая и недостижимая – разгадать тайну его создания, восхитится его красотой и богатством, почувствовать особенности, и с любовью передать красками на холсте. Действует она вполне решительно нанося красочные удары по поверхности холста, энергичные, сразу обозначившие форму или материал предметов: цветной оттенок неба, общего состояния пейзажа, фигуру человека, здание или отблеск, вспыхнувший в луже после дождя. Считается, что женская часть живописи – это цвет. В работах Е.Павловской цвет слегка игривый, несколько повышенной яркости и вместе с тем густой сочный и богатый оттенками, что говорит о характере, привычках и наклонностях художника. Отдельные красочные сочетания в ее работах напоминает иллюминацию на новогодней елке. Весело, радостно и празднично. Свет появляется отовсюду, художник почти не замечает теней. А если они и есть, то прозрачны и не акцентированы. Мазок кисти «бежит» по поверхности холста, свободное движения руки появляются от избытка чувств, от естественного желания быстрее передать, зафиксировать увиденное, которое длиться лишь мгновение, и остается только в картинах и в красках. В то же время холст как кристаллическая структура с мятущимися красочными мазками распластан перед взором зрителя. Главная задача успеть смешать несколько красок, чтобы пробудить новый оттенок к жизни. Оттенки цвета в живописи Е.Павловской появляются как знаки нот на нотной линейке и складываются в живописную мелодию, песню цвета. Возможно это колокольчики или звуки клавесина, а может весенние капли, падающие с небес, которые вызывают новые цвето-звуки. Элементы, которые формируют объем - это красочные, энергичные, фактурные движения кистью. Сама форма предметов конструируется цветным мазком, фактура плотная и насыщенная. Особенно она любит столкновение-соединение холодного синего с горячим красным. В их борении рождается колорит будущих картин. В них есть какая-то неугомонность, неуспокоенность, подобная живой природной стихии, уходящей в глубину подсознания, почти первопричинного чувства. Обилие сине-голубого вполне определенно: она пишет небо с облаками и без них, но всегда это синь уходящая ввысь. Куда-то далеко возможно, как и мечты. То – что внизу земное проходящее и временное, там в небесной синеве – вечность. Это колышащееся синее марево манит своей величавостью и сложностью построения, и нужно некоторое усилие воли, чтобы почувствовать его зовущее влечение. Линия горизонта проходит, как правило, ниже середины холста. Ее не тянет вверх в небесную глубину, чтобы возвыситься над обыденностью. Синее это временное состояние: сна, забвения, но у художника такое отношение превращается в символ радости и гимн жизни.
 Впечатляет несколько серий живописных произведений написанных Е.Павловской в разные годы. Это несколько серий живописных работ: «Русская провинция», «Крым», «Москва». А также любимые места в зарубежье – овеянная легендами, невероятная «Индия» с ее экзотическими видами и жизнью под солнцем. Особым образом стоят работы под объединенным названием «Русская провинция». Это картины маленьких городов средней полосе России. «Ростов Великий. Осень», Базарный день. Торжок», «Воскресный день в Тутаеве», «Стоялая улица.Рыбинск». «Эх, ярмарка». Гордость и слава, источник сил и чистоты. С их неспешной жизнью, сохранившие свою древнюю, былинную красоту, которая складывалась веками и несет в себе культурные традиции и жизненное постоянство. Как правило, это городская площадь с величественным храмом, реже с колокольней или пожарной каланчей ,переоборудованной в последнее время под городские нужды. Площадь пересекают прохожие, они или собираются в небольшие группки для обсуждения дел житейских. Кто-то катит тележку с бидоном молока. Дети на велосипедах. Рядом набегавшись по солнцу, в тени, высунув язык, лежит собака. Где-то на подоконнике среди цветов кошка. Композиция нигде не строится симметрично. Наоборот она умеет сочетать правую и левую части так, что ассимметрия выглядит органично. И сочетаемо. Массы предметов уравновешены и подвижны одновременно. Количество цвета, его насыщенность выверены, красиво работают силуэты, а движение подчеркнуто линией. В результате получается не композиция этюда, а вполне законченная вещь, взятая прямо с натуры. Сейчас в наше время это редкость. И именно здесь присутствует то живое чувство, которое не дает работа в условиях мастерской. «…простят меня, если кое-где прибавлю к правде элемент искусства…». Нежный трепет мазка, порой, как-бы случайные детали.
 Тематическая серия «Москва» - это любимые многими москвичами места: довоенные постройки, церкви, просторные площади, особняки с колоннами, городские дворы, вековые липы. Глядя на московские холсты, мы будто бы совершаем прогулку по городу: «Вечер на Таганке», «У Абельмановской заставы», «На Краснохолмской набережной», «У Киевского вокзала».
 Работам Елены Павловской чужд пафос, в них отсутствует в данном случае вполне оправданно и лирические интонации. Она торопится зафиксировать мысль и чувство. Такое соединение благородно само по себе и оно присутствует в большинстве произведений.
 
 
Власенко А.А.
Заслуженный художник РФ ,
Профессор МГХПА им. С.Г.Строганова


Источник: http://журнал" Человек. Культура. Город", март, 2010г
Категория: Статьи | Добавил: Elena (09.06.2010)
Просмотров: 874 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]