Воскресенье, 19.05.2024, 14:55 | Приветствуем Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи

В.Жуков "Тема Востока в творчестве художника Елены Павловской".
 
Тема Востока в творчестве московского живописца Елены Юрьевны Павловской появилась в результате многократных путешествий по Индии . Впервые она посетила эту страну в 1997году, совершив путешествие на юг Индии в штат Тамилнаду. Поездка оставила неизгладимое впечатление: художница буквально «заболела» Индией. Она была ошеломлена красотой природы и людей этой древней земли, ее культурой, художественным и литературным наследием. Храмы Индии, удивительная пластика храмовой скульптуры и стеновых росписей, красота произведений прикладного искусства - миниатюр, вышивок и ткачества, заворожили художницу. Но ,пожалуй, самое яркое впечатление оставили наблюдения за жизнью индийцев и общение с ними. В индийской провинции ,где побывала Елена Павловская, жизнь людей проистекает большей частью на улице : с телег и прямо на земле продают фрукты , утварь, одежду, что-то моют, стирают, молятся, общаются, бегают дети, бродит скот … Настоящий человеческий муравейник! Эти многочисленные жанровые сцены жизни, красочность колоритных персонажей – благородные сикхи в чалмах, яркие сари женщин, оранжевые одежды путешествующих из храма в храм садху , вдохновили художника на создание многочисленных живописных работ.
 В ходе последующих поездок на запад Индии в район Бомбея, на север в Гималаи, в города Агра, Джайпур и неоднократного возвращения в Тамилнаду Елена Павловская много и вдохновенно работает с натуры на улицах индийских городов, запечатлевая сцены жизни на холстах.
 Живя в приморском Алибаге в 2005году, она создает серию живописных работ, посвященных жизни индийских рыбаков : женщины перебирают пойманный улов, во дворах сушат рыбацкие сети и рыбу, улицы наполнены рыбачками, несущими на головах корзины с дарами моря ( «Утро на улицах Алибака», «Двор рыбака», «Рыбка сушится.» и др). Художница создает работы небольшого размера, наполненные теплом и светом индийского солнца, удивительно живые и правдивые, так как написаны с натуры под непосредственным впечатлением от жизни. Двумя годами раньше, в2003 году, в ходе путешествия по штату Гималай Прадеш Елена Павловская создает серию этюдов , в которых величие древних Гималаев сочетается с суетой местной жизни. Художник пишет с натуры пуджу, проводимую священником в храме Кришны в горах, дом Н.Рериха в Нагаре, буддистские храмы г.Манали, улицы горного селения Вашиштка, где бьют горячие источники. И снова холсты наполняются жанровыми сценами, многочисленными фигурами людей, в характерных для этих мест одеждах и утварью. Так появляются такие замечательные в своей художественной выразительности произведения ,как «Вечерняя молитва. Гималаи» , « Улица Вашиштки», "В храме Шивы.Гималаи» и многие другие. Эта Серия работ ,пожалуй, отличается особой поэтичностью живописного колорита .
 В 2001, 2006 и 2008 годах Елена вновь приезжает на юг страны в полюбившийся штат Тамилнаду. Здесь ,на берегу Бенгальского залива , в старинном Мамалипураме ,где в сохранившихся скальных храмах 1-7 веков до сих пор молятся люди, окруженная толпой детей и любопытных, она красками запечатлевает жизнь древнего города. Однажды Елене посчастливилось быть свидетелем храмового праздника ,посвященного Шиве, который сопровождался выносом фигуры божества из храма одетыми в белые одежды священниками—пуджари, боем барабанщиков и многочисленной толпой верующих. «Зрелище было не забываемое!» -- вспоминает Елена,-- Меня поразила одухотворенность лиц верующих людей, их внутренняя сосредоточенность на религиозной сути происходящего, которую нам, иноверцам трудно понять. Энергетический накал этого действа был максимальным. Поддавшись этому накалу, я тут же, прямо в толпе начала писать этюд происходящего. Работать надо было очень быстро ,чтобы успеть запечатлеть главное. Было очень интересно.» В результате появился этюд « Храмовый праздник в Мамалипураме». Хромоножка, продающий цветы , торговые улицы с прячущимися от зноя в тени деревьев торговцами, --все это сохранилось в небольших холстах художника, наполненных необыкновенной яркостью и сочностью красок( «Укрывшись от зноя», «Торговая улица Мамалипурама», «Храм Шивы в Джавуаре» и др).
 Последняя на сегодняшний день поездка Елены Павловской в Индию состоялась по приглашению Музейно—выставочного центра «Петербургский художник» на пленэр, проводимый в городах Агра и Джайпур в 2009 году.  В результате зтой поездки возникла серия из 26 живописных работ: раннее утро у Тадж Махала и Красный форт в Агре, древний форт Амбер под Джайпуром, рабочие слоны с погонщиками, улицы Розового города с лавками и бесконечной суетой индийской жизни, которую так любит писать художник ,перешли на холсты…
Хочется отметить важную особенность работы Елены Павловской на пленэре. Ее работы, выполненные с натуры порой в небольшом размере, не воспринимаются как подготовительный этюдный материал , они производят впечатление законченных картин, т.к. в них очень точно найдены композиция, пластическое и живописное решение.
 Помимо работ, сделанных непосредственно с натуры, Елена работает над темой Востока и в своей творческой мастерской на Верхней Масловке, развивая ее в тематических натюрмортах и жанровых картинах. В натюрмортах художница использует предметы бытовой и храмовой утвари, изделия из бронзы, маски божеств , орнаментальные ткани , привезенные из разных регионов Индии, компонуя их с интерьерами и пейзажем. Так возникли такие произведения , как «Божество и его воины», «Окно монаха», «Танцующие Боги» и жанровая картина «В лавке». Все перечисленные произведения отличаются насыщенным цветовым колоритом , этническим содержанием и особой пряной выразительностью Востока.
 Большую часть живописных произведений, посвященных Индии, Елена Павловская неоднократно демонстрировала на персональных и групповых выставках: в культурном центре им. Джавахарлала Неру Посольства Индии в Москве, в Дипломатической Академии, в залах Центрального Дома художников, Московского Союза художников и других выставочных залах Москвы. Живые и красочные работы этой серии вызывали неизменно самые теплые отклики у зрителей .
«Инди - моя любовь на всю жизнь»,-- говорит о себе художник ,мечтая снова туда вернуться для продолжения творческой работы.
 
В.В.Жуков
доцент, кандидат исторических наук
(новейшая история Китая)
Категория: Статьи | Добавил: Elena (09.06.2010)
Просмотров: 1062 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]