Воскресенье, 19.05.2024, 11:57 | Приветствуем Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи

Е.Лисенкова. "Путешествие по провинции".
В выставочном зале Международного славянского культурного центра 28 октября 2005 г состоялось открытие персональной выставки московского художника Елены Павловской. Перед глазами зрителя предстали города - Псков, Великий Устюг, Торжок, Коломна. Главное впечатление от работ - это соприкосновение с насущным и живым материалом - жизнью русских городов. Выставка является творческим отчетом художника последних трех лет.
 Елена очень любит путешествовать, география ее полотен от Кольского полуострова до Байкала . Много работ привозит она так же из-за рубежа. Но данная выставка отразила ее
путешествия по древнерусским городам. Художник говорит, что само слово " провинция" вызывает у нее прилив самых теплых эмоций. Гlровинция для нее это возможность внутреннего успокоения и возвращения к собственной внутренней гармонии . Будучи столичным человеком, она остро чувствует эти города, в них, в отличие от мегаполисов, принципиально иная среда природная , архитектурная , социальная. Люди в  провинции ближе друг другу, и общени е между ними теплее, душевнее. В больших городах отношения более рациональные и жестокие, а человек более одинок, В провинции другой ритм , другие масштабы , там все более антропогенно. Древние города возникали в наиболее пригодных для жизни живописных , красивых местах, и сегодня жизнь в них более приближена к природе, к человеческому естеству. В больщих городах быстрее происходит обезличивание. Провинция же гораздо лучше сохраняет национальный характер , и она является важным резервуаром для сохранения русской культуры. Когда приезжаешь в наши древние города, говорит художник , нужно обязательно изучить их историю. Это  усиливает восприятие города. Художник не принимает распространенного отношения к провинции как к несовершенному устройству жизни , хотя, конечно, убогости бытовой там предостаточно. Не надо забывать, что многие провинциальные города в свое время были центрами княжеств и в свое время служили форпостами русской земли. И эта, на крови замешанная, история городов своими героическими страницами составляет книгу российская истории. Это то великое, что всегда присутствует в провинции , а все убогое - лишь производная человеческой греховности и суеты. Так Елена передает на словах свое отношение к провинции. Но она обладает уникальной возможностью передать свои чувства на полотнах.
 Торжок предстал залитым полуденным солнцем. Людская толпа на полотнах, а вместе с ней и сам зритель проходят по улицам на фоне монументальной древнерусской архитектуры. Ощущение человеческой суеты было неким сюжетным ключом в передаче главного впечатления от Торжка.  Это повлекло за собой некую более насыщенную , чем в других работах цветовую гамму. Он написан широкими мазками открытого цветa, эмоционального и , отчасти , лубочного.
 Главное впечатление от Великого Устюга - какая - то непостижимая монументальность природы и архитектуры в ней, определившая единство духовной и материальной субстан - ций. В образе этого города человеческая суета оказалось дли художника совершенно неприемлема. Само время суток для отражения характера города художник выбрал другое - некоторое пограничое состояние между вечером и ночью.
Свои полотна о Коломне Елена написала , когда была там с группой Всероссийского пленэра, посвященного 625 годовщине Куликовской битвы. Коломна вызвала желание у художника погрузиться в историю города, которая ее так захватила, что непроизвольно родились стихи . Проходя пешком по улицам, по которым ходили наши предки в XIV- ХУ веках, возникало острое ощущение истории. В Коломне ее поразило, что сохранился храм, где венчался Дмитрий Донской. Древние стены города породили некое лирическое решение работ, где
присутствуют люди, но совершенно по иному, нежели в Торжке . В пейзажах Коломны, запечатленной на полотнах Павловской, чаще всего рассвет. В них - ширь, панорамность,
в которой разворачивается незримый, но эмоционально переживаемый историко- лирический сюжет.
Однажды Елена побывала в сельской церкви на празднике Преображения. Поставленные рядами на столах и прямо на земле корзины с яблоками для освещения первых плодов , и священнодейство так впечатлили художника, что возвращаясь со службы она , как будто летела на крыльях. И эту радость освященного земного бытия хуожник передал зрителю. У автора появился замысел передать тему двунадесятых праздников через натюрморты. Пока первый из них-"Яблочный Спас".
Творческий путь Елены Павловской обладает удивительной целостностью и
последовательостью. Работы ее, при всей их свежести , лишены случайных впечатлений. Ее восприятие древне-русского города восхищенно-взволнованное и одновременно глубоко продуманное, рождает целостный, неповторимый образ городов. Другое впечатление от выставки Павловской состоит в том , что ее живопись в основе своей имеет мощную школу, за которой стоят замечательные  учителя. Сегодня Павловская возит в поездки по древнерусским городам своих студентов. Имея минимальные бытовые удобства, скромное питание , они, тем не менее, самозабвенно работают на пленэре . Студенты учатся не только профессиональному мастерству, там формируется их нравственный стержень. И пока будет эта преемственность, тесная взаимосвязь центра и провинции , жива будет России и не оскудеет ее многовековой творческий потенциал.
Елена Лисенкова, искусствовед


Источник: http://Наш изограф №11, 2005г
Категория: Статьи | Добавил: Elena (27.06.2011) | Автор: Елена Лисенкова, искусствовед.
Просмотров: 1236 | Теги: провинция, творчество | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]